Батарейки с напряжением 1,2 вольта. Фирма Burgess Battery Company, США. 1920 г.
Интересно, что батарейки для телефонов той эпохи – вещь страшно редкая и ценная с точки зрения коллекционера! Все дело в том, что их справедливо считали расходниками и просто выбрасывали. Найти их сегодня крайне непросто! Так что, возможно, есть смысл кинуть в дальний чулан, скажем, пару картриджей от принтера – лет через триста коллекционеры будут за ними охотиться, как сегодня за батарейками 20-х годов, и ваши потомки помянут добрым словом прапрадедушку, оставившего им ценный раритет! :-)
При всем достоинстве и простоте жидкостных элементов Лекланше, разработчики стремились к характеристикам батареек, которые мы используем и сегодня – металлический корпус, ничего не проливается, не бьется, не воняет и не пачкается. И в итоге к 20-м годам 20-го века химическую реакцию, которая проходила в стеклянных батарейках, удалось "запихать" в железную банку и избавить от протекающих жидкостей. Так были изобретены сухие гальванические элементы, которые используются и по сей день в виде так называемых "пальчиковых" батареек и прочих-других.
ВЕЛИКАНСКИЕ "ПАЛЬЧИКИ"
Эти элементы использовались в телефонии очень долго - до начала 20-го века, причем, несмотря на их явное неудобство – стеклянный или фарфоровый бьющийся корпус, негерметичность, неприятный запашок нашатыря и т.д. Достоинства же их были в том, что в них не выделялся взрывоопасный водород и не было ядовитых испарений от электролита.
Первые телефонные линии питались от так называемых "элементов Лекланше" - допотопных химических источников тока. Устроены они были просто - в стеклянной банке "купались" в электролите два электрода – цинковый и медный. Хотя в то время электричество уже активно использовалось, даже для тех, кто с ним работал, оно оставалось темным лесом. Если сегодня любой школьник знает, что у батарейки есть "плюс" и "минус", и нужно соблюдать полярность, то в конце 19-го века элементарные электротехнические термины и понятия были для людей за гранью реальности. Поэтому чтобы телефонист не напрягал зря мозг, но при этом еще и не путал полярность, контакты подписывались, но не как "плюс" и "минус", а как "медь" и "цинк" (cuprum & zincum).
"СТАКАН С ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ"
Эта "подделка" была выпущена небольшим тиражом, несколько тысяч экземпляров, и, хотя оригинал стОит, несомненно, дороже, реплики тоже весьма ценятся коллекционерами. Забавно то, что в коллекцию музея "Сфера" телефон попал... под видом подлинника конца 19-го века! Ошибка обнаружилась лишь спустя некоторое время после приобретения!
Дизайнерские изыскания с целью сделать телефон как можно более красивым и удобным велись, к слову, практически всегда. Например, еще в 1895 года Эрикссон выпустил культовый телефон – с очень эффектным внешним видом, с высочайшим качеством. Вызов общественному вкусу тех лет – нет корпуса, все детали на виду, даже ножки – это не ножки, а магниты звонка! Покупателями этого телефона были люди незаурядные, креативные. Долгое время силуэт этого телефона был логотипом фирмы Эрикссон, и вот, спустя 50 лет после начала выпуска, когда революционный телефон уже был давно сменен более современными моделями, компания изготовила коллекционную партию реплик этого аппарата – копий-новоделов.
"ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПОДДЕЛКИ"
Еще один интересный пример дизайнерских изысканий в том же направлении - телефон Сименс, 50-тые годы 20 века. Характерен оригинальным номеронабирателем в виде лежащего на боку барабана или бочонка. Пользоваться им, в отличие от вышеупомянутого рижского телефона очень удобно, хотя конструкция тоже не прижилась – барабан был крупным и массивным, и не смог конкурировать с плоским дисковым номеронабирателем, который и получил массовое распространение.
Начиная выпуск первых телефонов с дисковым номеронабирателем, рижане в поисках интересного дизайна решили расположить диск симметрично – пустым сектором вниз, в виде перевернутой "подковки" (как известно, сегодня у всех дисковых телефонов пустой сектор традиционно справа). Типа, так было красивее. Но уже после выпуска телефона обнаружилась ошибка – пользоваться диском с таким расположением людям было адски неудобно, и завод завалили жалобами! Этот аппарат – типичный пример конструкторского поиска – ведь на заре телефоностроения многое выяснялось в процессе, опытным путем, на ощупь, а порой и с ошибками.
Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает! Этот телефон рижского завода (впоследствии ВЭФ) внешне ничем, вроде бы, не примечателен, но имеет любопытную историйку.
В ПОИСКАХ ДИЗАЙНА
Интересно, что телефон имел даже механический индикатор вызова, дублирующий звонок. Он был сделан в виде шторки-"семафора" в круглом окошечке, которая сменяла цвет с черного на белый при вызове. Зачем это было нужно, если и так слышно звонок? А необходимо это было в случае, если телефон стоял в конторе очень крутого руководителя рядом с несколькими себе подобными - чтобы шеф не вслушивался, какой именно телефон звонит (звонки-то одинаковые!), использовалась еще и визуальная индикация.
Это многофункциональный офисный телефон. В нем есть маленький встроенный ручной коммутатор на 4 внутренних телефона и выход в городскую сеть через станцию с телефонистками. Причем любому из этих четырех абонентов можно было обеспечить выход в город, если было необходимо.
Многие технические новинки, без которых немыслима сегодняшняя жизнь, пробивали себе дорогу с трудом, наталкиваясь на непонимание и недоумение. Но телефон к таким не относился – телефонизация захватывала мир бешеными темпами! Характерный пример размаха - телефон Эрикссон начала 20 века из египетской Александрии. На диске телефона – арабские цифры, причем это не самодельная доработка на коленке, а специально выпущенный аппарат для этого рынка – цифры выгравированы на керамике заводским способом.
ТЕЛЕФОН ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ
Всемирная история телефона. Как это было? Часть 3Уникальный совместный проект F5 и музея "Сфера" - "Всемирная история телефона"! В третьей части – старинный "Hands-Free", древний "АОН", эволюция батареек и многое другое
6027128Задумаемся о будущем уже сегодня
Комментариев нет:
Отправить комментарий